Танк Т-72
Т-72 - основной боевой танк (ОБТ), начал серийно выпускаться на заводе в Нижнем-Тагиле в 1972 году. 5 лет танк был засекречен для зарубежных стран и только в 1977 году он был показан французскому министру обороны.
На западе считали, что очередной танк это лишь усовершенствование Т-64 ,но на самом деле Т-72 представляет совершенно иную боевую машину в отличие от Т-64.
T-72 имеет мощное бронирование. Башня имеет толщину брони 27 см, лоб корпуса 22 см.
На корпусе размещены прямоугольные броневые листы, которые защищают гидравлические амортизаторы при угле обстрела до 60 °. Бак для топлива также имеет защитную юбку.
На носу танка может быть прикреплен скребок для рытья траншеи. ИК-прожектор установлен на правой стороне основного орудия, у Т-64 – на левой.
В ходовой части используется система торсионной подвески, которая традиционна для советских танков.
Т-72 имеет шесть опорных катков с каждой стороны, которые немного больше, чем те, которые используются на Т-64. Как и Т-64, Т-72 приводится в движение с помощью задней вращательной звездочки.
На западе считали, что очередной танк это лишь усовершенствование Т-64 ,но на самом деле Т-72 представляет совершенно иную боевую машину в отличие от Т-64.
T-72 имеет мощное бронирование. Башня имеет толщину брони 27 см, лоб корпуса 22 см.
На корпусе размещены прямоугольные броневые листы, которые защищают гидравлические амортизаторы при угле обстрела до 60 °. Бак для топлива также имеет защитную юбку.
На носу танка может быть прикреплен скребок для рытья траншеи. ИК-прожектор установлен на правой стороне основного орудия, у Т-64 – на левой.
В ходовой части используется система торсионной подвески, которая традиционна для советских танков.
Т-72 имеет шесть опорных катков с каждой стороны, которые немного больше, чем те, которые используются на Т-64. Как и Т-64, Т-72 приводится в движение с помощью задней вращательной звездочки.
7,62 мм ПКТ пулемет спарен с пушкой и может вести огонь автоматически. На башне размещен 12,7 мм пулемет ДШКМ, но его можно использовать только из открытого люка, что делает пулеметчика мишенью для снайперов.
На башне установлена 125 мм гладкоствольная пушка 2А46, которая используется и на Т-64. Снаряды подаются из автомата заряжания карусельного типа.
Боекомплект 39 выстрелов. Боеприпасы в карусели заряжания расположены на двух уровнях, пороховой заряд ниже, снаряды выше.
Пушка стабилизирована, что позволяет танку стрелять во время движения по дороге или по пересеченной местности.
Бронирование
Т-72 имеет пакет полной ядерной и биолого-химической защиты. Внутри танка есть обшивка из свинцовых материалов для защиты от радиационных и нейтронных импульсов.
В 1982 году во время вторжения в Ливан израильской армии, танки Меркава, используя 105 мм пушку и ракеты уничтожили большое количество танков Т-72С, эксплуатируемых сирийскими танковыми войсками.
После этого, была проведена обширная программа обновления по улучшению эффективности бронирования и живучести.
За период нахождения танков на вооружении произведено 17 000 экземпляров танка Т-72 для СССР и России, а также около 13 000 для других стран мира.
Т-72 поставлялся в 15 стран Восточной Европы, на Ближний Восток и в Африку. Он производился в Чехословакии, Индии, Польше и Югославии.
В 1984 году была выпущена самая современная модификация танка Т-72Б. Этот танк отличался совершенно другой системой броневой защиты, а именно многослойной.
Двигатель
Танк Т-72 уникален своим многотопливным двигателем. На различные модели танка – устанавливались различные модификации двигателя. Так на первые танки устанавливался 12 цилиндровый V-образный двигатель B-46, который развивал мощность 780 л.с.
На Т-72Б устанавливался двигатель В-84-1, развивающий мощность 840 л.с.
Двигатель был способен работать на дизельном топливе, низкооктановом бензине, а так же на керосине.
Технические характеристики танка Т-72:
Т-72 (об. 172М) | Т-72А (об. 172М-1) | Т-72Б (об. 184) | ||
---|---|---|---|---|
Боевая масса, т | 41 | 41.5 | 44.5 | |
Экипаж, чел. | 3 | |||
Длина с пушкой вперёд, мм | 9,530 | |||
Длина корпуса, мм | 6,860 | |||
Общая ширина, мм | 3,460 | 3,590 | 3,580 | |
Ширина по гусеницам, мм | 3,370 | |||
Высота по крыше башни, мм | 2,190 | 2,230 | ||
Объём ОУ, куб. м | 2.0 | |||
Объём БО, куб. м | 5.9 | |||
Объём МТО, куб. м: с топливом/без топлива | 3.1/3.1 | |||
Удельная мощность, л.с./т (кВ/т) | 19 (14) | 18.9 (13.9) | ||
Десантный люк в днище корпуса | есть | |||
Оборудование для самоокапывания | есть | |||
Вооружение | ||||
Марка пушки | 2А46 | 2А46М | ||
Калибр, мм | 125 | |||
Тип | ГСП | ГСП-ПУ | ||
Длина трубы ствола, мм (калибров) | 6,000 (48) | |||
Расположение противооткатных устройств | несимметричное | симметричное | ||
Тип продувки канала ствола | эжекционый | |||
Наличие теплозащитного кожуха | нет | есть | ||
Заряжание | автоматическое или ручное | |||
Боезапас, выстр. (в т.ч. в АЗ) | 39 (22) | 44 (22) | 45 (22) | |
Тип боеприпасов | БПС, КС, ОФС | БПС, КС, ОФС, ТУР | ||
Тип выстрелов | раздельно-гильзовый | |||
Стабилизатор основного вооружения, тип | ЭГ – ВН и ГН | ЭМ – ГН, ЭГ – ВН | ||
Спаренный пулемёт, тип и калибр | 7.62-мм пулемёт ПКТ | |||
Боекомплект спаренного пулемёта, патронов | 2,000 | |||
ЗУ, тип и калибр | автономная открытая пулемётная установка с 12.7-мм пулемётом НСВ-12,7 (на Т-72 – с декабря 1974 г.) | |||
Боекомплект ЗУ, патронов | 300 | |||
Управляемое вооружение (ТУР) | нет | 9К120 (9М120) | ||
Система наведения ТУР | - | по лучу лазера | ||
Дальность стрельбы ТУР, м | - | 4,000 | ||
Система управления огнём | ||||
Макс. угол возвышения пушки, град. | не менее 13.5 | |||
Макс. угол склонения пушки, град. | не менее 6 | |||
Система автоматической выверки прицела | нет | есть | ||
Основной прицел наводчика | монокулярный стереоскопический | перископический (ЭОП) с ЛД | перископический (ЭОП) с ЛД и информационным каналом управления ТУР | |
Стабилизация поля зрения прицела | независимая по ВН, зависимая по ГН | |||
Ночной прицел наводчика | ЭО монокулярный перископический | комбинированный (ЭОП) бинокулярный перископический | дневно-ночной (ЭОП) | |
Прицельный комплекс командира | комбинированный, ЭО, бинокулярный перископический | перископический комбинированный | дневно-ночной (ЭОП), бинокулярный перископический | |
Дальномер, тип | монокулярный стереоскопический | ЛД | ||
Измеряемая дальность | 1,000-4,000 | 500-4,000 | ||
Защищённость | ||||
Бронированная защита, тип | корпус – комбинированная, башня – монолитная | комбинированная | ||
Башня: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-30 гр.), мм | 410 | 530 | н/д | |
Эквивалент по стойкости (в секторе +/-30 гр.) в мм от БПС/КС | 410/410 | 410/500 | н/д | |
Корпус: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-0 гр.), мм | 550 | 580 | н/д | |
Эквивалент по стойкости (в секторе 0 гр.) в мм от БПС/КС | 305/450 | 360/500 | н/д | |
Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, гр. | 68 | |||
Противокумулятивные бортовые экраны | есть | |||
Система ТДА | есть | |||
Дымовые гранатомёты | есть | |||
Динамическа защита, тип | нет | НДЗ (ВДЗ с 1988 г.) | ||
Подвижность | ||||
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 60 | |||
Запас хода по шоссе, км | 700 (с внешними баками; 500 без них) | |||
Ёмкость топливных баков, л | 1,200 + 400 во внешних баках | |||
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см | 0.83 | 0.87 | ||
Клиренс, мм | 470 | 490 | ||
Преодолеваемый ров, м | 2.6-2.8 | |||
Преодолеваемая стенка, м | 0.85 | |||
Максимальный угол подъёма, гр | 30 | |||
Преодолеваемый брод (с предварительной подготовкой), м | 1.2 (1.8) | |||
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м | 5 | |||
Моторно-трансмиссионная установка | ||||
Двигатель, марка | В-46 | В-46-6 | В-84М | |
Двигатель, тип | многотопливный V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения; угол между цилиндрами – 60 гр. | |||
Максимальная мощность в стендовых условиях, кВ (л.с.) | 574 (780) | 618 (840) | ||
Масса двигателя, кг | 980 | 1,020 | ||
Частота вращения при максимальной мозности, об./мин | 2,000 | |||
Габариты двигателя, мм: длина/ширина/высота | 1,480/896/902 | |||
Ход поршня, мм | 180; 186.7 | |||
Диаметр цилиндра, мм | 150 | |||
Рабочий объём, л | 38.88 | |||
Система наддува | ПЦН | |||
Трансмиссия, тип | механическая, планетарная | |||
КП, тип | две бортовые, планетарные | |||
Число передач вперёд/назад | 7/1 | |||
МП, тип | бездифференциальный | |||
Остоновочный тормоз, тип | дисковый, работающий в масле | |||
БР, тип | планетарный | |||
Система управления движением, тип | гидравлическая | |||
Система охлаждения, тип | жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором | |||
Вентиляторы: количество и тип | 1, центробежный | |||
Система воздухоочистки | 2-х ступенчатая: 1-я ступень – циклоны, 2-я ступень – беспорядночно спутанная, гофрированная проволока | |||
Число ВО | 1 | |||
Система пуска | воздушная – основная, электрическая – дополнительная | |||
Ходовая часть | ||||
Подвеска, тип | индивидуальная торсионная | |||
Амортизаторы, тип (количество) | гидравлические, лопастные (6) | |||
Гусеница, тип соединения траков | последовательное | |||
Тип шарнира гусеницы | РМШ или ОМШ | РМШ | ||
Ширина колеи, мм | 2,790 | |||
Длина опорной поверхности гусеницы, мм | 4,270 | |||
Ширина гусеницы, мм | 580 | |||
Число траков, шт. | 96 | 97 | ||
Число опорных катков на борт, шт. | 6 | |||
Диаметр опорного катка, мм | 750 | |||
Тип амортизации опорных катков | наружная | |||
Число поддерживающих катков на борт, шт. | 3 | |||
Механизм натяжения, тип | кривошипно-червячный | |||
Дополнительные характеристики по другим источникам | ||||
Дымовые гранатомёты, количество и тип | есть | 12 х 902А «Туча» | 8 х 902Б «Туча» | |
Допустимый крен, гр. | 25 | |||
Скорострельность пушки, выстр./мин | до 8 | |||
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч | 40-45 | |||
Марка приборов и оборудования по другим источникам | ||||
Стабилизатор | 2Э28М | 2Э28М (с 1982 г. - 2Э42-2) | 2Э42-2 | |
Оборудование пожаротушения | ЗЭЦ13 «Иней» с фреоновыми баллонами | ЗЭЦ13 «Иней» с хладоновыми баллонами | ||
Прицел-дальномер | ТПД-2-49 | ТПД-К1 | 1К13-49 | |
Ночной прицел | ТПН-1-49-23 | ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4 | ||
Прицельный комплекс командира | ТКН-3 | ТКН-3В | ||
Радиостанция | Р-123М | Р-173 | ||
Переговорное устройство | Р-124 | Р-174 | ||
Навигационная аппаратура | ГПК-59 | |||
ПНВ водителя | есть | ТВНЕ-4Б | есть |