Танк Т-72

    Танк Т-72
     
     
    Т-72 - основной боевой танк (ОБТ), начал серийно выпускаться на заводе в Нижнем-Тагиле в 1972 году. 5 лет танк был засекречен для зарубежных стран и только в 1977 году он был показан французскому министру обороны.

    На западе считали, что очередной танк это лишь усовершенствование  Т-64 ,но на самом деле Т-72 представляет совершенно иную боевую машину в отличие от Т-64.

    T-72 имеет мощное бронирование. Башня имеет толщину брони 27 см, лоб корпуса 22 см.

    На корпусе размещены прямоугольные броневые листы, которые защищают гидравлические амортизаторы при угле обстрела до 60 °. Бак для топлива также имеет защитную юбку.

    На носу танка может быть прикреплен скребок для рытья траншеи. ИК-прожектор установлен на правой стороне основного орудия, у Т-64 – на левой.

    В ходовой части используется система торсионной подвески, которая традиционна для советских танков.

    Т-72 имеет шесть опорных катков с каждой стороны, которые немного больше, чем те, которые используются на Т-64. Как и Т-64, Т-72 приводится в движение с помощью задней вращательной звездочки.
     

    Вооружение

    7,62 мм ПКТ пулемет спарен с пушкой и может вести огонь автоматически. На башне размещен 12,7 мм пулемет ДШКМ, но его можно использовать только из открытого люка, что делает пулеметчика мишенью для снайперов.

    На башне установлена 125 мм гладкоствольная пушка 2А46, которая используется и на Т-64. Снаряды подаются из автомата заряжания карусельного типа.

    Боекомплект 39 выстрелов. Боеприпасы в карусели заряжания расположены на двух уровнях, пороховой  заряд ниже, снаряды выше.

    Пушка стабилизирована, что позволяет танку стрелять во время движения по дороге или по пересеченной местности.

    Бронирование

    Т-72 имеет пакет полной ядерной и  биолого-химической защиты. Внутри танка есть обшивка из свинцовых материалов для защиты от радиационных и нейтронных импульсов.

    В 1982 году во время вторжения в Ливан израильской армии, танки Меркава, используя 105 мм пушку и ракеты уничтожили большое количество танков Т-72С, эксплуатируемых сирийскими танковыми войсками.

    После этого, была проведена обширная программа обновления по улучшению эффективности бронирования и живучести.

    За период нахождения танков на вооружении произведено 17 000 экземпляров танка Т-72 для СССР и России, а также около 13 000 для других стран мира.

    Т-72  поставлялся в  15 стран Восточной Европы, на Ближний Восток и в Африку. Он производился в Чехословакии, Индии, Польше и Югославии.  
    В 1984 году была выпущена самая современная модификация танка Т-72Б. Этот танк отличался совершенно другой системой броневой защиты, а именно многослойной.

    Двигатель

    Танк Т-72 уникален своим многотопливным двигателем. На различные модели танка – устанавливались различные модификации двигателя. Так на первые танки устанавливался 12 цилиндровый V-образный двигатель B-46, который развивал мощность 780 л.с.
    На Т-72Б устанавливался двигатель В-84-1, развивающий мощность 840 л.с.
    Двигатель был способен работать на дизельном топливе, низкооктановом бензине, а так же на керосине.
     
    Технические характеристики танка Т-72:
     Т-72 (об. 172М)Т-72А (об. 172М-1)Т-72Б (об. 184)
    Боевая масса, т4141.544.5
    Экипаж, чел.3
    Длина с пушкой вперёд, мм9,530
    Длина корпуса, мм6,860
    Общая ширина, мм3,4603,5903,580
    Ширина по гусеницам, мм3,370
    Высота по крыше башни, мм2,1902,230
    Объём ОУ, куб. м2.0
    Объём БО, куб. м5.9
    Объём МТО, куб. м: с топливом/без топлива3.1/3.1
    Удельная мощность, л.с./т (кВ/т)19 (14)18.9 (13.9)
    Десантный люк в днище корпусаесть
    Оборудование для самоокапыванияесть
    Вооружение
    Марка пушки2А462А46М
    Калибр, мм125
    ТипГСПГСП-ПУ
    Длина трубы ствола, мм (калибров)6,000 (48)
    Расположение противооткатных устройствнесимметричноесимметричное
    Тип продувки канала стволаэжекционый
    Наличие теплозащитного кожуханетесть
    Заряжаниеавтоматическое или ручное
    Боезапас, выстр. (в т.ч. в АЗ)39 (22)44 (22)45 (22)
    Тип боеприпасовБПС, КС, ОФСБПС, КС, ОФС, ТУР
    Тип выстреловраздельно-гильзовый
    Стабилизатор основного вооружения, типЭГ – ВН и ГНЭМ – ГН, ЭГ – ВН
    Спаренный пулемёт, тип и калибр7.62-мм пулемёт ПКТ
    Боекомплект спаренного пулемёта, патронов2,000
    ЗУ, тип и калибравтономная открытая пулемётная установка с 12.7-мм пулемётом НСВ-12,7 (на Т-72 – с декабря 1974 г.)
    Боекомплект ЗУ, патронов300
    Управляемое вооружение (ТУР)нет9К120 (9М120)
    Система наведения ТУР-по лучу лазера
    Дальность стрельбы ТУР, м-4,000
    Система управления огнём
    Макс. угол возвышения пушки, град.не менее 13.5
    Макс. угол склонения пушки, град.не менее 6
    Система автоматической выверки прицеланетесть
    Основной прицел наводчикамонокулярный стереоскопическийперископический (ЭОП) с ЛДперископический (ЭОП) с ЛД и информационным каналом управления ТУР
    Стабилизация поля зрения прицеланезависимая по ВН, зависимая по ГН
    Ночной прицел наводчикаЭО монокулярный перископическийкомбинированный (ЭОП) бинокулярный перископическийдневно-ночной (ЭОП)
    Прицельный комплекс командиракомбинированный, ЭО, бинокулярный перископическийперископический комбинированныйдневно-ночной (ЭОП), бинокулярный перископический
    Дальномер, типмонокулярный стереоскопическийЛД
    Измеряемая дальность1,000-4,000500-4,000
    Защищённость
    Бронированная защита, типкорпус – комбинированная, башня – монолитнаякомбинированная
    Башня: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-30 гр.), мм410530н/д
    Эквивалент по стойкости (в секторе +/-30 гр.) в мм от БПС/КС410/410410/500н/д
    Корпус: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-0 гр.), мм550580н/д
    Эквивалент по стойкости (в секторе 0 гр.) в мм от БПС/КС305/450360/500н/д
    Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, гр.68
    Противокумулятивные бортовые экраныесть
    Система ТДАесть
    Дымовые гранатомётыесть
    Динамическа защита, типнетНДЗ (ВДЗ с 1988 г.)
    Подвижность
    Максимальная скорость по шоссе, км/ч60
    Запас хода по шоссе, км700 (с внешними баками; 500 без них)
    Ёмкость топливных баков, л1,200 + 400 во внешних баках
    Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см0.830.87
    Клиренс, мм470490
    Преодолеваемый ров, м2.6-2.8
    Преодолеваемая стенка, м0.85
    Максимальный угол подъёма, гр30
    Преодолеваемый брод (с предварительной подготовкой), м1.2 (1.8)
    Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м5
    Моторно-трансмиссионная установка
    Двигатель, маркаВ-46В-46-6В-84М
    Двигатель, типмноготопливный V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения; угол между цилиндрами – 60 гр.
    Максимальная мощность в стендовых условиях, кВ (л.с.)574 (780)618 (840)
    Масса двигателя, кг9801,020
    Частота вращения при максимальной мозности, об./мин2,000
    Габариты двигателя, мм: длина/ширина/высота1,480/896/902
    Ход поршня, мм180; 186.7
    Диаметр цилиндра, мм150
    Рабочий объём, л38.88
    Система наддуваПЦН
    Трансмиссия, типмеханическая, планетарная
    КП, типдве бортовые, планетарные
    Число передач вперёд/назад7/1
    МП, типбездифференциальный
    Остоновочный тормоз, типдисковый, работающий в масле
    БР, типпланетарный
    Система управления движением, типгидравлическая
    Система охлаждения, типжидкостная закрытая с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором
    Вентиляторы: количество и тип1, центробежный
    Система воздухоочистки2-х ступенчатая: 1-я ступень – циклоны, 2-я ступень – беспорядночно спутанная, гофрированная проволока
    Число ВО1
    Система пускавоздушная – основная, электрическая – дополнительная
    Ходовая часть
    Подвеска, типиндивидуальная торсионная
    Амортизаторы, тип (количество)гидравлические, лопастные (6)
    Гусеница, тип соединения траковпоследовательное
    Тип шарнира гусеницыРМШ или ОМШРМШ
    Ширина колеи, мм2,790
    Длина опорной поверхности гусеницы, мм4,270
    Ширина гусеницы, мм580
    Число траков, шт.9697
    Число опорных катков на борт, шт.6
    Диаметр опорного катка, мм750
    Тип амортизации опорных катковнаружная
    Число поддерживающих катков на борт, шт.3
    Механизм натяжения, типкривошипно-червячный
    Дополнительные характеристики по другим источникам
    Дымовые гранатомёты, количество и типесть12 х 902А «Туча»8 х 902Б «Туча»
    Допустимый крен, гр.25
    Скорострельность пушки, выстр./миндо 8
    Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч40-45
    Марка приборов и оборудования по другим источникам
    Стабилизатор2Э28М2Э28М (с 1982 г. - 2Э42-2)2Э42-2
    Оборудование пожаротушенияЗЭЦ13 «Иней» с фреоновыми баллонамиЗЭЦ13 «Иней» с хладоновыми баллонами
    Прицел-дальномерТПД-2-49ТПД-К11К13-49
    Ночной прицелТПН-1-49-23ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4
    Прицельный комплекс командираТКН-3ТКН-3В
    РадиостанцияР-123МР-173
    Переговорное устройствоР-124Р-174
    Навигационная аппаратураГПК-59
    ПНВ водителяестьТВНЕ-4Бесть