Израильский танк "Меркава”
Меркава -4
Танк "Меркава” является основным боевым танком Израиля. Слово Меркава в переводе означает – колесница.
Израиль начал работы по созданию своего современного танка в 1970 году, опытный образец был выпущен в 1977 году, а широкой публике он был показан в 1979 году, серийное производство танка началось в 1980 году.
Уникальностью танка, в отличие от остальных мировых образов является то, что двигатель расположен впереди танка, сзади есть пространство для десанта.
Танк считается одним из лучших танков в мире и стоит на одном уровне с Leopard 2 , Challenger 2 и Абрамс M1A2 . Основными преимуществом являются мощная броня, активная противокумулятивная защита, передовые технологические системы управления огнем и цифровые системы боевого управления. Основными недостатками является большой вес, и относительно короткая пушка меньшей скорострельности по сравнению с другими танками.
Вначале был выпущен танк "Меркава I”, он участвовал в войне в Ливане.
Далее в 1982 году стал выпускаться танк "Меркава II”, а затем "Меркава IIB”.
Эти танки были еще недостаточно совершенны, однако в начале 1990 годов Израиль выпускает третью модификацию танка "Меркава III”. Этот танк уже сочетал в себе самые современные достижения науки и техники, так орудие было заменено с калибра 105 мм на 120 мм. Танк имел интегрированную систему управления огнем. Танк был оснащен модульной системой защиты от ракет Хезболлы.
В конце 1990-х годов Израиль начал разработку четвертого поколения своих танков и в 2004 году начал серийный выпуск модификации "Меркава VI”.
Броня
"Меркава VI” является одним из лучших по броневой защите танков в мире. Он отлично защищен не только спереди, но и по бокам и по крыше. Собственная броня модульная, что позволяет быстро и легко ремонтировать подбитый танк. Корпус был разработан таким образом, что компоненты, например, двигатель и топливные баки, как бы создают дополнительный слой защиты.
Боеприпасы хранится в огнеупорных контейнерах.
Мобильность
У "Меркава VI” существенно улучшена мобильность с учетом основного применения в областях базальта на Голанских высотах.
Силовая установка представлена дизельным двигателем GD 883, 12-цилиндровым, V образным, мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель является одним из немногих компонентов танка, который производится не в Израле, в данном случае производственные мощности двигателей расположены в Германии.
Еще одна новинка – по периметру танка установлены видеокамеры, которые позволяют водителю осуществлять круговой обзор.
Система управления огнем
Данная цифровая система получает информацию от беспилотников, сопоставляет ее по координатам с помощью GPS
и позволяет распределять цели между артиллерией и танковыми частями. Кроме того, система позволяет записывать ход сражения для выполнения оперативных исследований и анализа ошибок.
Меркава – это без сомнения один из лучших танков в мире. Однако нужно отметить и некоторые недостатки.
По мобильности недостатком является перегруженность передней части танка, что существенно снижает его проходимость, однако здесь нужно понимать то, что танк не экспортируется в другие страны и разработан для движения по базальтовым породам.
Масса танка 70 тонн, что существенно выше массы других танков мира.
Пассивное бронирование у "Меркава VI” значительно ниже, чем у танка Т-90МС, при существенно (на 20 тонн) меньшей его массе.
Толщина нижней пассивной лобовой брони всего 100 мм.
Основные тактико-технические данные | Меркава 1 | Меркава 2 | Меркава 3 | Меркава 4 |
| Год принятия на вооружение | 1979 | 1983 | 1990 | 2002 |
| Боевая масса, т | 56 | 60 | 63 | 65 |
| Экипаж, чел. | 4 | |||
| Удельная мощность, л.с./т | 16,1 | 15 | 19 | 23,1 |
| Длина танка с пушкой вперед, мм | 8300 | 9040 | ||
| Длина корпуса, мм | 7450 | 7600 | ||
| Ширина по гусеничным лентам, мм | 3720 | |||
| Высота танка по крыше башни, мм | 2660 | - | ||
| Длина опорной поверхности, мм | 4520 | - | ||
| Клиренс, мм | 530 | |||
| Максимальная скорость движения, км/ч: | 56 | 60 | 65 | |
| Запас хода по топливу, км | 400 | 500 | ||
| Максимальный угол подъема, град | 30 | |||
| Ширина рва, м | 3 | |||
| Глубина брода, м | 1,38 | |||
| Тип брони | Разнесенная | Разнесен. + комбинир. | Модульная, комбинир. | Модульная, комбинир. |
| Танковая пушка | 105-мм нарез. М68 | 120-мм гладкоствол. MG251 | 120-мм гладкоствол. MG253 | |
| Спаренный с пушкой пулемёт | 7,62-мм MAG | |||
| Зенитный пулемёт | 2x7,62-мм MAG | 7,62-мм MAG | ||
| Угол горизонтального обстрела, град. | 360 | |||
| Угол возвышения, град. | 20 | |||
| Угол снижения на нос танка, град. | 8.5 | 7.5 | - | |
| Тип артиллерийского выстрела | Унитарный с металлической гильзой | Унитарный с частично сгорающей гильзой | ||
| Боекомплект, выстрелов шт. | 62 | 50 | 46 | |
| Выстрелы первой очереди | 6 в ящике на полу боевого отделения | 5 в механическом барабане на полу боевого отделения | 10 в электрическом барабанном механизме в нише башни | |
| Боекомплект, патронов шт. | 10,000 | |||
| Система управления огнём | «Матадор-1» | «Матадор-2» | «Матадор-3» или «Баз» | Усовершен. «Баз» |
| Стабилизатор танкового вооружения | 2-плоскостной гидравлический | 2-плоскостной электрический | ||
| Прицел-дальномер | Комбинирован. перископический, с пассивным ночным каналом и лазерным дальномером | Комбинирован. перископический, с пассивным ночным каналом или тепловизором и лазерным дальномером | Стабилизирован. в 2 плоскостях, комбинированный перископический, с тепловизором и лазерным дальномером | |
| Прицел командира | Перископический с отводом от прицела наводчика | Перископический с отводом от прицела наводчика или Стабилизирован. в 2 плоскостях, перископический комбинированный, с пассивным ночным каналом | Стабилизирован. в 2 плоскостях, перископический комбинированный, с тепловизионным ночным каналом | |
| Двигатель | 12-цилиндровый четырехтактный дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-5А | 12-цилиндровый четырехтактный дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR | 12-цилиндровый четырехтактный дизель водяного охлаждения GD883 | |
| Мощность двигателя, л. с. | 900 | 1200 | 1500 | |
| Вместимость топливных баков, л. | 1100 | 1400 | ||
| Трансмиссия | «Аллисон» CD-850-6В, полуавтоматическая гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота | «Ашот», автоматическая гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота | Renk RK 325, автоматическая гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота | |
| Количество передач, вперёд/назад | 2/1 | 4/3 | 5/4 | |
| Ходовая часть | С передним расположением ведущих колёс | |||
| Гусеничная лента | ОМШ | |||
| Количество траков | 110 | |||
| Ширина трака, мм | 640 | 660 | ||
| Тип амортизации опорного катка | Наружная | |||
| Диаметр опорного катка, мм | 790 | |||
| Система подрессоривания | Индивидуальная, пружинная с гидравлическими амортизаторами | |||
| Амортизаторы | Телескопические гидравлические | Роторные гидравлические | ||


