Автомобиль создан на основе разработки итальянской Fiat-124. На то время Fiat-124 был одним из лучших не только в Италии, но и во всей Европе, получив в 1965 году титул "Автомобиль года”.
Но ВАЗ-2101 не точная его копия, а можно сказать глубоко модернизированный вариант.
В первую очередь был усовершенствован двигатель. Он был не только адаптирован к бензину производства СССP, в него так же был внесено ряд дополнений, которые делали его более современным. Так, например, уменьшен ход поршня при увеличении диаметра цилиндра.
Изменена коробка передач. Увеличен клиренс с учетом дорог СССР. Ведущий мост разработан заново. Передняя подвеска полностью изменена, так, например, были применены шаровые опоры.
Интересная деталь, - на западных автомобилях нет отверстия для ручного стартера. Но для пользователей из СССР он было предусмотрено.
Руководствовались тем, что русские водители традиционно экономили на аккумуляторах, да и аккумуляторы в то время были недостаточно совершенны и служили в лучшем случае 5 лет.
Автомобиль приходилось эксплуатировать в условиях русских зим. И кривой стартер очень помогал при пуске двигателя при низкой температуре.
Перед пуском водитель 2-3 раза проворачивал двигатель, таким образом, что бы смазать хоть как нибудь, трущиеся детали картерным маслом. После такой процедуры двигатель при достаточно работоспособном аккумуляторе запускался гораздо лучше.
Серийное производство автомобиля началось в 1970 году. Снят автомобиль с производства был в 1988 году. На конвейере модель продержалась 18 лет.
- ВАЗ-21011 – более комфортный автомобиль, отличающийся иным оформлением салона, измененными передними сидениями, более мощным двигателем (1300 см куб) и фонарями заднего хода, а так же иными доработками.
- ВАЗ-21013 – кузов и оформление салона, как у ВАЗ-2011, но двигатель объемом 1200 см куб.
- ВАЗ-21015 "Карат" – автомобиль для милиции и сец. служб.
- ВАЗ-21012 – экспортный вариант с правым расположением руля, аналог ВАЗ-2101
- ВАЗ-21014 – экспортный вариант с прав
- ВАЗ-21018 – с роторным двигателем 70 л.с.
- ВАЗ-21019 – с роторным двигателем 120 л.с.
- ВАЗ-21019 "Аркан” – автомобиль для милиции с роторным двигателем 120 л.с.
- ВАЗ-2101 пикап – двухместный коммерческий фургон
- ВАЗ-2101-94 – автомобиль с двигателем 1500 куб см
- ВАЗ-21016 – ВАЗ2101 с двигателем 1300 куб см.
Всего за историю производства с 1970 по 1988 год было выпущено 4 850 000 данных легковых автомобилей модификаций ВАЗ-2101.
Интересный факт. На ВАЗе пытались создать собственный роторно-поршневой двигатель. И он был создан в 1976 году. После доработок, в 1982 году им оснастили первую партию в 50 машин. Однако он оказался неудачным, практически все машины имели проблемы с двигателем.
Его установили на автомобили для милиции, но уже с двухсекционным роторным двигателем мощностью 120 л.с. Это позволило автомобилю, созданному для милиции ВАЗ-21019 "Аркан” уверенно преследовать и задерживать даже самые современные иномарки, которые тогда уже были на дорогах СССР.
Это первый советский автомобиль, который продемонстрировал автолюбителям, что такое комфорт. Эти автомобили были чрезвычайно надежны, динамичны, удобны в эксплуатации и экономичны. Хотя на тот момент вопрос об экономии топлива не стоял, поскольку бензин стоил очень дешево. Его в народе называли "копейка”. Автомобиль принес в страну новые технологии, новое качество автомобиля и новое представление об автомобиле как таковом.
На сегодняшний день еще десятки тысяч автомобилей, возраст которым более 30 лет надежно служат своим владельцам.
Параметры автомобиля
|
Модель автомобиля ВАЗ
|
|||
2101
|
21011
|
21018
|
21019
|
|
роторная
|
||||
Общие данные
|
||||
Количество мест, включая место водителя |
5 |
|||
Грузоподъемность, кг |
400 |
|||
Масса снаряженного автомобиля, кг |
955 |
|||
Масса, приходящаяся на переднюю ось, кг: |
||||
снаряженного автомобиля |
515 |
|||
полная |
615 |
|||
Масса, приходящаяся на заднюю ось , кг : |
|
|||
снаряженного автомобиля |
440 |
|||
полная |
740 |
|||
Просвет автомобиля при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм: |
||||
до поперечины передней подвески |
175 |
|||
до балки заднего моста |
170 |
|||
Наименьший радиус поворота ( по оси следа переднего внешнего колеса ), м |
5.6 |
|||
Максимальная скорость движения на высшей передаче, км / ч: |
|
|||
при полной массе автомобиля |
140 |
143 |
||
с водителем и одним пассажиром |
142 |
145 |
160
|
|
Время разгона автомобиля с места с переключением пе редач до скорости 100 км / ч, с: |
|
|
||
при полной массе автомобиля |
22 |
20 |
||
с водителем и одним пассажиром |
20 |
18 |
||
Максимальный подъем при протяженности не менее двойной длины автомобиля , преодолеваемый без разгона при полной массе автомобиля , % |
34 |
34 |
||
Тормозной путь при полной массе автомобиля со скорости 80 км / ч , м |
43,2 |
43,2 |
||
Двигатель
|
||||
Модель двигателя: |
2101 |
21011 |
ВАЗ 311 | ВАЗ 411 |
Диаметр цилиндра и ход поршня , мм: |
76x66 |
79x66 |
||
Рабочий объем , л: |
1.2 |
1.3 |
||
Степень сжатия |
8.5 |
8.5 |
||
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте вращения коленчатого вала 5600 мин, л.с. |
58,7 |
63.7 |
70 | |
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте вращения коленчатого вала 3400 мин, кгс - м |
8.7 |
9.4 |
||
Порядок работы цилиндров |
1 -3-4-2 |
|||
Трансмиссия
|
||||
Сцепление |
Однодисковое с центральной нажимной пружиной |
|||
Коробка передач |
механическая , трехходовая , четырехступенчатая |
|||
передаточные числа: |
|
|||
первая |
3,75 |
|||
вторая |
2,30 |
|||
третья |
1,49 |
|||
четвертая |
1,0 |
|||
задний ход |
3,87 |
|||
Карданная передача |
два вала с промежуточной эластичной опорой , соединяются с коробкой передач эластичной муфтой . Два жестких карданных шарнира на концах заднего вала имеют игольчатые подшипники |
|||
Главная передача |
коническая , гипоидная |
|||
передаточное число |
4,3 или 4,1 |
3,9 | 3,9 | |
Ходовая часть
|
||||
Подвеска передних колес |
независимая , на поперечных рычагах , с цилиндрическими пружинами , телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
|||
Подвеска задних колес |
зависимая , жесткая балка , связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами , с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами |
|||
колеса |
дисковые штампованные |
|||
размер обода |
1 Ш -330(4,50-13) |
|||
Шины: |
|
|||
камерные диагональные |
6.15-13(155-330) |
|||
камерные радиальные |
165/80 R13 |
|||
Ролевое управление
|
||||
Редуктор рулевого механизма |
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом |
|||
передаточное число |
164 |
|||
Рулевой привод |
трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг . сошки , маятникового рычага и поворотных рычагов |
|||
Тормоза
|
||||
Рабочие тормоза: |
|
|||
передние |
дисковые |
|||
задние |
барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов |
|||
Привод рабочих тормозов |
ножной гидравлический, двухконтурный |
|||
Стояночный тормоз |
ручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов |
|||
Электрооборудование
|
||||
Система электрооборудования |
одно про водная, отрицательный полюс источников питания соединен с массой |
|||
Номинальное напряжение, В |
12 |
|||
Аккумуляторная батарея |
6 СТ -55. емкость 55 А . ч при 20- часовом режиме разряда |
|||
Генератор | Г -221, переменного тока со встроенным выпрямителем , ток отдачи 42 А при 5000 мин -' | |||
Стартер | СТ-221, с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода | |||
Свечи зажигания | А17ДВ | |||
Кузов
|
||||
Тип кузова | Седан, цельнометаллический, несущий, четырехдверный |