ВАЗ 2109 одна из самых популярных моделей автозавода ВАЗ. Автомобиль создан, как развитие ВАЗ2108, просто были добавлены 2 двери. Казалось бы, все очень просто – добавить двери и все. Однако проблема состояла в том, что изначально кузов автомобиля планировался как двухдверный, следовтально жесткость кузова была соответствующая. Если добавить дверь – жесткость кузова резко падает. Однако конструкторам удалось решить вопрос жесткости.
Машина получилась легкой, управляемой и динамичной.
ВАЗ2109 в целом оказался динамичнее классических автомобилей ВАЗ, даже тех у которых двигатели были большей мощности. Экономия ресурсов мощности достигалась за счет отсутствия карданного вала, соответственно – меньшей массе автомобиля, лучшей аэродинамической формы.
Автомобиль начал выпускаться в 1988 году. С первых же дней он начал по популярности вытеснять предшественника – ВАЗ2108, однако спрос и на ВАЗ 2108 оставался стабильным, за счет более низкой цены.
В 1990 году вышла обновленная модель с длинным крылом, обновленной решеткой радиатора и другой формой капота.
Автомобиль оснащался двигателем объемом от 1, 1 до 1, 5 кубических сантиметров.
С 2001 года ВАЗ 2109 укомплектовывались инжекторными двигателями.
Автомобиль зарекомендовал себя как в целом надежный, незначительные поломки, которые могли происходить устранялись на любой станции ТО или самостоятельно владельцем.
К недостаткам можно отнести то, что панель приборов как старая, так и обновленная постоянно издает определенные скрипы, которые устранить невозможно.
Автомобиль выпускался до 2011 года, за это время он претерпел массу изменений и на нем можно встретить различные опции, установленные на заводе.
ВАЗ-21090 - карбюраторный двигатель 1,3 л (65 л.с.)
ВАЗ-21091- карбюраторный двигатель 1,1 л (72 л.с.)
ВАЗ-21093 - карбюраторный двигатель 1,5 л. В модельном ряду АО "АВТОВАЗ" 2001-2002 гг. представлены модификации ВАЗ-21093 с карбюраторным и впрысковым двигателем (ВАЗ-21093i).
ВАЗ 21093-22 - Финский вариант ВАЗ 21093, изготовленный специально для этой страны. Отличается улучшенной отделкой салона, наличием системы распределенного впрыска топлива, предустановленными "литыми" дисками и новой торпедо. На базе именно этой модификации АО "АВВА", АО "АвтоВАЗ", АО "Валмет" начали выпуск автомобиля "Евро-Самара" в 1996 году в Финляндии из базовых укрупненных узлов поставляемых из Тольятти.
ВАЗ 2109-90 - с компактным двухсекционным 654-кубовым роторно-поршневым двигателем Ванкеля.
ВАЗ-21096 - модель аналогичная ВАЗ 2109, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено 'зеркальным' механизмом привода дворников.
ВАЗ 21097 - модель аналогичная ВАЗ 21091, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено 'зеркальным' механизмом привода дворников.
ВАЗ 21098 - модель аналогичная ВАЗ 21093, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено 'зеркальным' механизмом привода дворников.
ВАЗ-21099 - седан, трехобъемная ВАЗ 2109 с удлиненным на 200мм задним свесом. На экспорт именовалась Samara Forma. Реэкспортные модели оборудованы катализатором, системами впрыска топлива.
Технические характеристики ВАЗ2109:
Показатель |
ВАЗ–2109 |
ВАЗ–21091 |
ВАЗ-21093-20i |
ВАЗ–21093 |
Общие данные |
||||
Число мест |
5 |
|||
Число мест при сложенном заднем сиденье |
2 |
|||
Полезная масса, кг |
425 |
|||
Масса перевозимого груза, кг: |
||||
при одном пассажире |
275 |
|||
при четырех пассажирах |
50 |
|||
Снаряженная масса автомобиля, кг |
945 |
|||
Радиус поворота по следу внешнего колеса, м |
5,2 |
|||
Максимальная скорость, км/ч |
148 |
140 |
156 |
156 |
Время разгона с места с водителем и пассажиром до 100 км/ч, c |
16 |
17 |
12,5 |
13 |
Тормозной путь автомобиля с полной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке сухого ровного асфальтированного шоссе, м, не более: |
||||
при использовании рабочей тормозной системы |
38 |
|||
при аварийном срабатывании (только одного из контуров) |
85 |
|||
Двигатель |
||||
Модель |
2108 |
21081 |
ВАЗ-2111-80 |
21083 |
Тип |
Четырехтактный бензиновый карбюраторный |
|||
Число и расположение цилиндров |
4 в ряд |
|||
Диаметр цилиндра x ход поршня, мм |
76x71 |
76x60,6 |
82х71 |
82x71 |
Рабочий объем, л |
1,3 |
1,1 |
1,5 |
1,5 |
Степень сжатия |
9,9 |
9,0 |
9,9 |
|
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5550 мин–1(у двигателя мод. 21081 при 5500 мин–1.) по ГОСТ 14846–81 (нетто), кВт (л.с.) |
46,6 (63,4) |
39,9 (54,3) |
51,5(70) |
51,5 (70,0) |
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846–81 (нетто) и по ISO1585–82, Н·м (кгс·м) |
94,8 (9,66) |
77,9 (7,94) |
106,4 (10,85) |
|
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин–1 |
3400 |
3600 |
3400 |
|
Порядок работы цилиндров |
1–3–4–2 |
|||
Трансмиссия |
||||
Сцепление |
однодисковое, сухое с центральной диафрагменной пружиной |
|||
Привод выключения сцепления |
тросовый беззазорный |
|||
Коробка передач |
механическая, 4- или 5-ступенчатая, с синхронизаторами |
|||
Передаточные числа (четырехступенчатая коробка передач имеет такие же передаточные числа, но без пятой передачи): |
||||
1-я передача |
3,636 |
|||
2-я передача |
1,95 |
|||
3-я передача |
1,357 |
|||
4-я передача |
0,941 |
|||
5-я передача |
0,784 |
|||
задний ход |
3,53 |
|||
главная передача |
3,9 |
4,13 |
3,7 или 3,9 |
|
Привод передних колес |
наружный и внутренний шарниры равных угловых скоростей, соединенные валами |
|||
Ходовая часть |
||||
Передняя подвеска |
независимая, с телескопическими гидравлическими |
|||
Задняя подвеска |
с витыми цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия и продольными рычагами, упруго соединенными поперечной балкой |
|||
Колеса |
дисковые, штампованные |
|||
Размер обода |
4 1/2–13, или 4 1/2–13H2 (для бескамерных шин), или 5J–13H2 (для бескамерных шин) |
|||
Шины |
радиальные, камерные или бескамерные |
|||
Размер шин |
165/70 R13 (165/70 SR13 — импортные), 175/70 R13, 185/70 R13 |
|||
Рулевое управление |
||||
Тип рулевого управления |
травмобезопасный |
|||
Рулевой механизм |
шестерня—рейка |
|||
Рулевой привод |
две тяги с резинометаллическими шарнирами со стороны рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов |
|||
Тормозная система |
||||
Рабочая тормозная система: |
||||
передний тормозной механизм |
дисковый, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками |
|||
задний тормозной механизм |
барабанный, с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном |
|||
Тормозной привод |
гидравлический, двухконтурный, с диагональным разделением контуров, с вакуумным усилителем и регулятором давления |
|||
Электрооборудование |
||||
Схема электрооборудования |
однопроводная, отрицательный полюс источников питания соединен с "массой”. Номинальное напряжение 12 В |
|||
Аккумуляторная батарея |
6СТ–55А емкостью 55 А·ч |
|||
Генератор |
37.3701 переменного тока, с встроенным выпрямителем |
|||
Стартер |
29.3708 дистанционного управления, с электромагнитным включением и муфтой свободного хода |
|||
Кузов |
||||
Модель |
2109, 21093 |
|||
Тип |
пятидверный, хэтчбек |